«Korrigan»
В период с 1934 по 1936 год французская шхуна «Korrigan» направилась по островам Тихого океана - Папуа Новая Гвинея и Новая Каледония к землям почти неведомым с целью собрать экспонаты из Океании для открывающегося в Париже музея этнологии. Путешественников было пятеро: супруги Etienne de Ganay и Monique de Ganay, Van Den Broek и Regine и фотограф Jean Ratisbonne. В 1939 году Van Den Broek издал книгу об экспедиции, капитан шхуны «Korrigan» вел подробный дневник похода, а графиня Моник создала картотеку на тысячу собранных экспонатов. Графиня Регин сделала сотни набросков, собрав их затем в отдельную книгу, чем-то похожую на современные комиксы.
Шхуна «Korrigan» покинула Марсель в марте 1934 года под пристальным вниманием кинооператоров и газетчиков. Команда состояла из 13 человек. Не удивляйтесь, капитан сумел обмануть это число, для чего взял на борт попугая и двух кошек, причем одну из них черную, считавшуюся талисманом удачи моряков. По возвращении спустя два года в июне 1936 года они с гордостью объявили о том, что собрали более 2500 предметов со всей Океании. Почти 800 из них вошли в коллекцию музея этнологии в Париже. Теперь они принадлежат музею Musee du Quai Branly. Три из них можно увидеть в Лувре. Остальные предметы хранили сами путешественники и их потомки. Множество вещей попадают на аукционы, где растут в цене за счет гарантированной подлинности. Но что помимо такой гарантии делает их столь вожделенными. Они до сих пор вызывают удивления и восторг.
То, что отмечено брендом Korrigan сейчас в огромной цене. Коллекция стала последней, перед тем как интерес запада к первобытному искусству подтолкнул массовое производство предметов не связанных с местными ритуалами. Будучи объектами поклонения, культовыми принадлежностями, личными украшениями, предметами быта и элементами архитектуры эти экспонаты по-прежнему способны вдохновить и влечь нас. Столкнувшись с их очарованием, так хочется проследить путь шхуны «Korrigan», и найти их родину, где они обрели форму. Поступая, так мы переживаем те же чувства что и мореплаватели.
Когда шхуна «Korrigan» подошла к берегам Папуа Новая Гвинея, плавание уже длилось полтора года. Путь начинался подобно многим морским круизам тогдашних богачей по маршруту Марсель - Мартиника - Панамский канал - Таити - Океания. Путешественники высаживались на райские островки Tahiti, Rarotom, Fidji, Hebrides, Salomon, Guinee и Java, где танцевали модные танцы с местными жителями, ныряли в лазурные воды в одежде и нагишом, встречали экзотических животных. Они наблюдали чудесные уловы огромных рыб, снимали волшебные пейзажи и фотографировались с прекрасными дамами.
Первопроходцам радовались на каждой стоянке, но не это было главным на их пути. Они прибыли с миссией принести пользу музею этнологии. Постепенно мореплаватели стали этнологами любителями и отнеслись к делу очень серьезно.
По настоящему сбор коллекции начался на острове Фиджи. На этих забытых богом островках жители просто отдавали некоторые вещи, так как народ еще не вошел во вкус торговли, как в тех местах, куда круизные пароходы выгружали настоящие караваны туристов по нескольку раз в месяц. Коллекционеры здесь собрали около 150 предметов в частности 25 ковров, сотканных из овощных волокон.
24 апреля 1935 года шхуна «Korrigan» прибыла на остров Noumea, но здесь мореплавателей ждало разочарование, так как любители экзотики, ездившие в Новую Каледонию из разных стран, за последние полвека вывезли оттуда почти все интересное. Здесь они пробыли всего две недели, чередуя приемы с экспедициями в отдаленные деревни. Их парижский шик производил фурор. Французы удовлетворили любопытство вызванное визитом, приняв ряд приглашений в лучшие колониальные дома. Благодаря радушию губернатора путешественники посетили отдаленные племена и приобрели несколько ценных вещей для коллекции.
На островке Petit Couli в 150 км от Нумеа мореплаватели впервые вошли в традиционную хижину. После шхуна направилась к островам Лаете, где бросила якорь в Лифу. Путешественники произвели здесь сильное впечатление, особенно дамы. Однако пятерка все же была разочарована приходом цивилизации в эти края. Одержимые темой людоедства капитан шхуны так написал в своем дневнике: «В Лифу каждый улыбался. Милые туземцы когда-то были свирепыми каннибалами. Разбившись на три клана, они регулярно резали друг друга, чтобы запастись свежим мясом. На острове нет ни одного съедобного зверя, поэтому ходили на бой, как мы ходим на рынок».
Утром шхуна «Korrigan» покинула Лифу, и парусник подгоняемый ветром шел навстречу к Новым Гибридам, где еще остались настоящие людоеды. Мореплаватели хотели увидеть людоедов, но встретили лишь их останки. Везде люди принимали их очень тепло, как только понимали, что путешественники не новые работорговцы. На Новых Гибридах коллекция стала быстро расти. Среди приобретений были разноцветные маски из папоротника и несколько больших ритуальных барабанов, а также украшения и костюмы. К концу пребывания на Новых Гибридах шхуна ломилась от вещей, поэтому было принято решение отправить груз во Францию на парусном судне «Лаперуза», которая 13 мая взяла его на борт, полностью заполнив трюм объемом 8 куб. метров.
В июле 1935 года экспедиция шхуны «Korrigan» взяла курс на Соломоновы острова, где коллекция вышла на абсолютно новый уровень. Люди уже знали, что французы покупают старинные вещи, поэтому много каноэ приплывало с множеством диковинок. Некоторые из них прибывали за 50 км, чтобы привезти что-нибудь на продажу. Обычные вещи туземцы несли, так что путешественникам оставалось лишь выбрать, но порой, чтобы получить редкость приходилось идти на хитрость или щедро платить.
Новая Гвинея, куда шхуна «Korrigan» причалила в сентябре 1935 года, тогда была под властью Австралии. Теперь независимая страна гордиться музеем традиционных ремесел открытым Майклом Сомарой, чей подход к сохранению прошлого неотделим от планов на будущее. Здесь французские первооткрыватели приобрели около 800 предметов, которые вошли в число лучших находок, так как они хранят свою ауру своего окружения. Шхуна «Korrigan» вернулась не только с объектами поклонения, но привезла предметы быта.
Индустрия растет за счет множества коллекционеров, приезжающих за экспонатами для галерей в Нью-Йорке, Сиднее, Торонто, Токио, Лондоне, Берлине, Риме и Париже. Некоторые из них уловили тенденцию - лучшие образцы ремесла выставляются под вывеской современного папуасского искусства. Однако через пару веков галереи будут разбирать эти работы по заоблачным ценам, как сегодня предметы собранные путешественниками шхуны «Korrigan».