xBOINGx | Дата: Понедельник, 15.12.2014, 21:27 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 255
Награды: 2
Репутация: 2
Статус: Offline
| Практические советы по обшивке корпуса и палуб
Итак, читая форум, не утерпел, решил изложить свое мнение по поводу некоторых основных приемов. Обшивка 1) Подготовка рейки к изгибу. Про это много уже писали и в форуме и на сайте. Есть даже очень интересное приспособление для распаривания реек от Димы Лучина. И первую модель с двойной обшивкой - Golden Hind я собирал, обжигая руки паром над чайником. (Побочный эффект - теперь могу долго держать кружку с кипящей водой голой рукой:) Но держать на столе булькающее, извергающее пар... Опять же - отмокшая штукатурка: Есть более простое решение - нашатырный спирт! (Раствор аммиака 10%, в аптеке. Или в хозмаге. Пол-литровая бутыль. Она воняет сильнее.) Минус - запах. Но если нос держать не строго над рейкой, а в стороне, то терпимо. Опять же, бодрит и обморок не грозит. Плюс - промочил несколько раз кисточкой рейку (она потемнела при этом, после высыхания это пройдет) и ее можно, при небольшой тренировке, завязать узлом (я косослой в расчет не беру. Рейка - клен). Попробуйте, понравится. И вот рейка размякла, можно приступать к следующему этапу. 2) Изгибаем Ну, это просто. Приложили рейке по месту, прижали ее парой резинок, чтоб на пол не падала. Не держится, расправляется? Правильно делает. Теперь берем у жены фен. И греем им рейку, прижимая ее по месту. Пальцами. Если сильно горячо - палочками. (Тут жена на днях: <спалишь, новый купишь!>. Посмотрел, сколько стоит ее фен и купил себе свой, самый дешевый китайский. 350р) Этот этап можно пропустить и приступить сразу к третьему. 3) Приклеиваем Мажем корпус клеем типа ПВА из шприца или кистью, накладываем на свое место рейку. Если она не вполне изогнута - кладем на одном из окончаний (корма или нос). Я начинаю с носа. Мажем не только шпангоуты, но и торец ранее приклеенной рейки. Берем утюг (самый маленький. Насадка на паяльник лучше, но руки еще не дошли ее сделать.), сильно его греем и начинаем прижимать рейку. Постепенно, двигаясь от одной оконечности к другой. Давим на утюг только на шпангоутах. Между ними только нежно греем. При этом клей сохнет, плавится и намертво схватывает рейки. Поэтому, если изгиб не сильно большой и рейку не надо было подгонять по месту ПОСЛЕ изгиба, ее можно клеить мокрую. Нашатырный спирт не мешает, с ПВА не конфликтует. Замечание про обработку (подгонку) рейки: на Golden Hind делал это я <шкурником> - наклеенном на линейку кусочком шкурки. (Кстати! В книгах пишут клеить шкурку к основе эпоксидкой, казеином: Брррр. Не надо. Есть материал лучше - двусторонний скотч. Из хозмага. Тонкий. Его предлагают клеить на пол, чтоб кавролин не ездил.) Повторять эти подвиги фигурного шлифования одной рукой (в другой - рейка) мне не улыбалось. Из двигателя от вентилятора родилось это устройство:
Диск из текстолита диаметром 45 мм, 20 Ватт, но море оборотов. Шкура - №600 на скотче. Вибраций нет, диск после установки на вал отшлифован <по месту>. Очень нежное устройство: если прижать посильнее, не рвет планку на части, срезая половину ее в миг (как Проксон FBS с тем же диском), а просто встает. Поэтому с ним можно работать только не торопясь, обстоятельно. Но можно сделать даже так:
Планировалось обрабатывать торцы толстых реек черновой обшивки, но оказалось, что ему можно доверить и рейки толщиной 0,5 мм, не корежит. Палуба<Чернить торцы рейки или добавить черноты в клей? Мазать грань маркером или художественным грифелем (он меньше пачкается)?> Все это известно. На Golden Hind я чернил грань именно грифелем. Сначала понравилось, сегодня мне это не нравится. Глядя на готовую палубу, я вижу, что она смотрится нарисованной. Рейки лежат плотно, нереально. Если верить, что он в масштабе 1:53 и щель между досками была 10 мм, то у меня она должна быть 0,18 мм. Ну, 0,2 мм, а то и больше! Поэтому я решил на будущее что щель надо чем-то заполнять. Варианты пригляделись такие: Шпон черного дерева Шпон ореха Картон (ватман) черный и коричневый.Шпона ореха у меня не богато, черного дерева нет. Да и обычная толщина шпона 0,4 мм подходит для масштаба 1:47 или крупнее. Оставим этот способ на потом, а моя новая модель - President, масштаб 1:60. Итак, остановился на ватмане. Режем его на полоски чуть потолще досок обшивки, примерно в 1 мм шириной. Как? Бритва, картонка на стол и железная линейка (ВНИМАНИЕ! Линейка с приклеенной на нижнюю часть на двухсторонний скотч самой мелкой шкуркой). Это не так сложно, такой нож не скользит, а ватман не ездит по картону. Брака не будет. Если нож - бритва! Клеим на палубу среднюю рейку. Ждем, когда присохнет, убрав выдавленный клей. Потом к ее торцу прижимаем <стоймя> полоску ватмана, смазанную клеем и затем следующую рейку. Теперь можно и не ждать, а клеить дальше. Только надо плотно прижимать ватман к рейке и к основе палубы. После ПОЛНОГО высыхания клея ПВА (сутки) подрезаем торчащие полоски. Или бритвой или просто циклюем. Теперь финальная обработка. Тут напишу, как сделаю я. Все это, тщательно выровненное и прошкуреное, я намажу воском, прогрею феном, чтобы он расплавился и впитался. Возможно это надо будет делать пару раз. Потом сотру прогретые излишки тряпкой. И покрою матовым лаком, т.к. воск все равно надо подновлять. Рядом стоит шкаф книжный, его дед делал, он вощеный. Последний раз я его вощил 5 лет назад. Так теперь заметно, что пора его освежить. Думаю что палуба тоже будет выветриваться. Вот поэтому сверху нужен лак. Зачем тогда воск? А он проявляет цвет дерева, а картон темнеет. Лак Яло (Тиккурилла), матовый, сохнет нормально только на такой поверхности, которая его не впитывает. Возможно, ватман сначала стоило пропитать ПВА. Надо попробовать. Вот прототип:
Торцы реек не сильно шкурились, видно как картон(толщина 0,4 мм) заровнял, заполнил все неровности. Это внутренняя палуба, под решетками. Поэтому специально <шов> пошире сделан, чтобы его было видно. Самая дальняя рейка, для сравнения, сделана по принципу <черненый торец>, грифелем. На внешние палубы я купил темно-коричневый и черный ватман толщиной 0,2 мм. Чернить торцы мне больше не хочется. Да, вся эта палуба собрана за менее чем за полчаса из заранее нарезанных реек шириной 4 мм. Рейка - клен. Обработана полностью. Что дальше? Гвозди в палубу! Идея: металл если и применялся, то сверху его прикрывали пробками из дерева. Поэтому на палубе вряд ли были металлические гвозди! Значит, делаем деревянные:
Материал - шпон. Тут показана толщина шпона 0,8 мм, а я использовал 0,4 мм. Предварительно заостренная полоска режется поперек слоев, как показано на рисунке. Вместо молотка лучше пользовать <гвоздодав> или <ставить> острие в отверстие пинцетом и потом дожимать его чем-то плоским. Меньше шанса его сломать. Прототип:
Плюсы: обрабатывается замечательно, не блестит. Гармонирует с <набивкой> стыков реек. По сравнению с металлическими гвоздями времени на эту технологию тратится не больше, особенно если помнить, что при обработке палубы металлическую пыль от гвоздей надо удалять, чтобы не втереть ее в палубу. А тут про это беспокоиться не надо, вбил гвозди до шкурения и потом сразу всю палубу обрабатываешь. Это те методы и приемы, которые понравились мне, я ими пользуюсь, не призывая делать только так. Попробуйте, возможно, что-то из написанного окажется полезно.
|
|
| |